Могилевское государственное производственное лесохозяйственное объединение
Обеспечение воспроизводства, охраны и защиты лесов. Реализация лесопродукции. Переработка древесины: пиломатериалы, оцилиндрованные изделия. Деревянное домостроение. Изготовление малых архитектурных форм. Охотничий туризм.
«Можно ли ходить в лес?» – с этим вопросом с наступлением пожароопасного периода к нам обращаются не только обычные граждане, но и представители масс-медиа. Увы, но публикации порой не всегда выходят корректными. Мы сделали подборку самых распространенных ошибок, которые допускают журналисты и блогеры, освещая тему введения и снятия запретов и ограничений на посещение лесов.
Порой в стремлении упростить, а значит, и сократить заголовки, журналисты пишут исключительно о запретах на посещение лесов. При этом на деле зачастую оказывается, что в большинстве районов введены ОГРАНИЧЕНИЯ, а НЕ ЗАПРЕТЫ на посещение лесов.
В чем разница? Введение запрета подразумевает полный отказ от посещения лесов гражданами (в т.ч. для прогулок, отдыха на природе и т.д.), а также въезд транспорта, за исключением служебного. С ограничениями – ситуация иная. В каждом случае ограничения, в зависимости от принятого решения местными органами власти, могут быть разными: где-то может быть ограничено посещение отдельных участков лесного фонда, где-то – в отдельные часы, где-то – временно запрещен въезд транспорта, но при этом пешие прогулки разрешены.
В каждом случае нужно разбираться индивидуально, но, так или иначе, это не полный запрет посещения. Поэтому когда журналисты смешивают все со всем и называют ограничения на посещения лесов запретами – они по факту дезинформируют свою аудиторию.
Еще одна очень распространенная ошибка: «Минлесхоз запретил посещать леса, условно, в 20 районах страны». Звучит громко? Да. Но некорректно.
Меры ограничительного характера на посещение лесов вводят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО органы местной власти, т.е. райисполкомы.
При этом со своей стороны лесхозы могут ходатайствовать о введении либо снятии ограничительных мер. Но об этом же могут ходатайствовать и другие органы, к примеру, МЧС, Минобороны и др.
Таким образом, заголовки из разряда «Минлесхоз запретил посещать леса», как минимум, некорректны и свидетельствуют лишь о том, что автор элементарно поленился разбираться в деталях.
Говоря о введении запретов или ограничений на посещение лесов, журналисты и блогеры порой «забывают» рассказать о том, что это мера временного характера и что от введения до снятия ограничений иногда проходит всего лишь несколько дней.
Причины такой «забывчивости» могут быть разными, НО! Почему это важно? Опуская этот факт, автор заведомо провоцирует у аудитории негативную реакцию, забывая, что цель введения ограничений и запретов на посещение лесов самая благая: обеспечение безопасности самих граждан, их имущества, а также сохранности лесного фонда.
В пиковые моменты пожароопасного периода, именно благодаря этим мерам, удается сохранить сотни гектар здорового леса, который будет радовать наших граждан еще долгие годы. И это не говоря о ситуациях, когда человек зашел вглубь леса, где не ловит мобильная связь, и неожиданно очутился в огненном кольце.
Если дошло до введения запретов и ограничений на посещение лесов – значит, того требует конкретная ситуация в конкретный промежуток времени и на конкретной территории лесного фонда.
Сенсации ради отдельные журналисты и блогеры опять же любят щегольнуть суммами штрафных санкций за нарушение требований пожарной безопасности в лесах. И да, законодательством они предусмотрены, но на практике в преобладающем большинстве случаев все ограничивается простым предупреждением. Разумеется, если речь не идет о злостных нарушителях и причинении вреда лесному фонду (к примеру, человек нарушил запрет на посещение лесов, развел костер – и в итоге должные лица гослесохраны уже вынуждены тушить полноценный лесной пожар).
А вот о чем в публикациях на тему введения запретов и ограничений на посещение лесов, действительно, важно рассказать, так это о том, как гражданам добраться к своим дачным участкам и деревням в период действия мер ограничительного характера.
Начнем с главного: это сделать можно. Районные исполнительные комитеты идут навстречу гражданам и исключают отдельные территории из действия запрета, чтобы они смогли добраться до своих населенных пунктов. В таком случае, в целях безопасности граждан, данные участки берутся под особый контроль и патрулируются специалистами гослесохраны.